Traditio

Категории каталога

Христианство [0]
Ислам [0]
Буддизм [2]
Индуизм [0]
Дальневосточная Традиция [0]
Западный Оккультизм [0]
Манифестационистские традиции [0]
Традиция в Современности [0]
Философия [0]
Традиционное общество [0]

Каталог статей

Главная » Статьи » Буддизм

Буддизм: штрихи к портрету (ч. 2)

Буддизм


Оглавление

  1. Религиоведческий подход и его применимость к традиции буддизма
  2. Сложность идентификации буддизма
  3. Место буддизма в его времени. Будда и весть об освобождении
  4. Четыре благородных истины и восьмеричный путь
  5. Понимание личности в буддизме
  6. Буддийские сутры и уровни понимания
  7. Побег из горящего дома
  8. Мудрость и сострадание
  9. Философские школы буддизма
  10. Йогачара
  11. Доктрина Татхагатагарбхи
  12. Ваджраяна (буддийская тантра)


Философские школы буддизма

  1. Вайбхашики - это ранняя школа буддийской мысли, развившаяся в традиции Тхеравады. Воззрения этой школы основаны на принципах,, сформулированных в трактате "Махавибхаша", написанном мыслителем Паршвой. Вайбхашиков можно считать в некотором смысле онтологическими реалистами - они утверждают, что все воспринимаемое - реально. Реальны и дхармы, и нет ничего реальнее дхарм. А также реален мир, воспринимаемый как внешний. Основным памятником этой школы является "Абхидхармакоша" ("Вместилище Ахбидхармы") Васубандху. Для буддийских школ характерно различение истины относительной (воспринимаемой субъективной "личностью") и истины абсолютной ("объективной", если можно так выразиться). Так вот, для вайбхашиков относительны люди, личности и прочие феномены (то есть имеют относительное существование), а абсолютна лишь истина о пустоте. Но понимание пустоты у вайбхашиков ограниченно по сравнению с другими буддийскими школами. Вайбхашики считают пустотным лишь личность (иллюзию отделенного существования), но не внешние феномены (мир, явления и дхармы). С точки зрения вайбхашики, когда люди постигают абсолютную и относительную истины, то в зависимости от постижения относительной истины в них пробуждается отречение и сострадание. Таков метод. Затем, благодаря абсолютной истине, в них пробуждается  мудрость и познание пустоты. С помощью эти двух путей постигаются два тела Будды - Дхармакая (Тело Истины Будды) и Рупакая (Тело Формы Будды).
  2. Саутрантика. Последователи этой школы считали, что в рассуждениях нужно опираться только на сутры, закрепленные в Абхидхарма-питаке, и ни на какие другие источники. Их учение иногда считают переходным от Хинаяны к Махаяне, потому что они не разделяли тезиса вайбхашиков о том, что все дхармы реальны. Некоторые дхармы они считали условными, а не реальными единицами. Также они придерживались представления о том, что объекты, возникающие в сознании вовсе не соответствуют реальным объектам внешнего мира (как считали вайбхашики), а есть лишь их проекции и представления. Саутрантики, также различая относительную и абсолютную истину, считали, что относительная истина - это все, что не существует внешне, независимо (время, пространство, то есть концепции), а абсолютная истина - это то, что существует во "внешнем мире", может "выполнять функции" - то есть материя. Под пустотой они понимали пустотность "я" от субстанциональных феноменов.
  3. Мадхьямика. Исторически первое учение Махаяны, мадхьямика во многом произошла под влиянием крупнейшего мыслителя Нагарджуны, предположительно жившего в I-II вв. н.э. Особенностью этой школы является точное следование доктрине "срединного пути". Они не утверждают ни что "ничего нет" (ни дхарм, ни пустоты, ни мира, ни сознания, ни личности), ни того, что "все есть" (есть и мир, и личность, и дхармы). Мадхьямика постулирует: "все пусто". То есть и дхармы, и личность, и мир пусты сами по себе и не имеют собственной природы. Поэтому нет никакого смысла различать "то и другое", Нагарджуна проповедовал крайне критический, деконструктивистский подход ко всему - к реальности, к Богу, к личности, анализируя эти явления подчас очень остроумным образом с целью обнажить иллюзорность наших представлений.

Йогачара
    Йогачара - это наивысшая точка развитие буддийской мысли. Несмотря на такое название, практика йоги занимает не намного больше места в учениях этой школы по сравнению с другими. Главной формой йоги, которую практикуют йогачарины есть сама философия йогачары. Разумеется, философия не имеет никакой собственной ценности, кроме того, чтобы быть упаей, уловкой. Само учение йогачары возникло в процессе рассуждения о важнейших постулатах буддизма - сансаре, нирване, страдании. Каким образом возникает страдание? Иллюзорность сознания признавали все буддийские школы, но каков источник этой иллюзии? Каким образом тогда возможно освобождение?
    Йогачара возникла на рубеже IV и V веков. Ее основателями считаются два сводных брата - Асанга и Васубандху, предположительно тот самый автор "Абхидхармакоши". В этому времени в буддизме сформировалось представление о манасе, некоем феноменологическом остове личности, тем, что придает нам осознание себя как нечто отдельное. Соответственно, манас является источником всех форм эгоизма и эгоцентризсв. Но манас не может быть источником сансары и нирваны, освобождения и страдания, потому что у него самого есть представление о некоем атмане, какой-то субстанциональной "душе", той, что больше манаса. Этот, условно назовем, атман, был назван алая-виджняна, то есть "сознание-сокровищница".
    Алая-виджняна является источником всех форм сознания. Все другие сознания (а их насчитывали семь, седьмым был манас, восьмым - алая-виджняна) есть формы инобытия этого коренного сознания, превращенные формы (паринама). Но алая-виджняна ни в коем случае не Абсолют, и вовсе не некая субстанция. Тексты сравнивают ее с рекой или потоком. Алая-виджняна сама подвержена субъектно-объектному деления и имеет только относительное существование. Кроме того, каждое живое существо имеет свою собственную алая-виджняну.
    Согласно йогачаре, восьмое сознание есть "сокровищница", "вместилище". Оно полагает себя как некую оболочку, контейнер для своих содержаний, называемых биджа. Семена эти есть некие элементарные информационные единицы (их можно отождествить с дхармами). Они находятся в некотором потенциальном состоянии, но под действием кармы могут проявится, "прорасти" из алая-виджняны.
    Причина, по которой семеня вообще прорастают - это васана. Васана буквально означает искурение аромата. Васана есть некая дымка, остаточный след, склонность к некоторому поведению. Ее переводят на русский язык как "силу привычку". Йогачара считает, что с безначальных времен (а алая-виджняна не имеет никакого пространственно-временного начала) в алая-виджняне появилась привычка к прорастанию семян вовне, к проецированию. Сознание получает интенциональность, вечную направленность вовне. Таким образом, чтобы освободится от проецирования следствий своих поступков вовне, йогин должен повернуть это проецирование в обратном направлении, к себе, что получило название "поворота в самом основании" (ашрая паравритти).
    Таким образом, воздерживаясь от создания кармы, воздерживаясь от проецирования, йогин очищает свою алая-виджняну от семян, попутно преодолевая васаны. В результате алая-виджняна оказывается замкнутой на саму себя, чистой от всех проявлений, от дуализма и дихотомии субъект\объект. Иными словами, она перестает быть собственно сознанием, и становится чистым знанием (джняна). Так заканчивается путь к нирване.
    Идею о васане, безначальной привычке к проявлению, можно до известной степени отождествить с христианским мифом о грехопадении, которое тоже совершается в реальности вне времени, в раю. И эта привычка к греховному использованна в христианской теодицее как способ объяснения существования зла, как утверждение о несуществовании отдельного, субстанционального, абсолютного зла, как некой силы.Правда, в христианстве это представление сочетается также с представлением о Сатане, что в общем для него характерно. Биджа могут быть сравнены с евангельской притче о семенах, упавших на дороге, на камне и на доброй почве. Эта притча, кстати, рассмотренная вне контекста, дала повод для современных оккультистских интерпретаций в кармическом ключе. Однако притча эта дает отличный от буддийского ответ - во-первых, наличествует добрый сеятель, который рассыпает семена; во-вторых, целью йогачаринов является искоренение этих семян, вне зависимости от того, добрый они плод принесут или худой, тогда как в христианстве ставится вопрос о том, каким образом сохранить эти семена, как создать условия для их благоприятного прорастания, ибо то, что даст Сеятель, может быть только благом, Бог есть summum bonum.
    Но исходные посылки примерно те же - как Христос освобождает человечество от первородного греха, так и Будда может читать в людских сознаниях. У всех живых существ своя алая-виджняна, своя сокровищница, но Будды могут получать доступ к любому сознанию. Однако Будда не освобождает от биджа и васаны, это дело целиком лежит на йогине, тогда как Христос освобождает.
    Йогачара разработала два подхода к проблеме сознания Будды. Оба они описаны в трактате Васубандху «Трисвабхава нирдеша» («Рассмотрение трех уровней реальности»). В нем автор приводит такой пример: некий маг (здесь — иллюзионист-фокусник) силой мантры на глазах у публики из куска дерева создает слона. Что этот пример означает? Васубандху дает две его интерпретации, существенно отличающихся друг от друга; позднее разные традиции, сформировавшиеся в рамках йогачары, ориентировались на одну из этих интерпретаций.


Доктрина Татхагатагарбхи
Доктрина Татхагатагарбхи - одно их важнейших представлений Махаяны, возникшее для объяснения таких фундаментальных понятий, как освобождение, нирвана, природа сознания.
Татхагата - весьма сложное санскристское слово, переводимое обычно как "Так приходящий". Это слово является как эпитетом Будды, так и его обозначением. Гарбха - это еще более сложное полисемантическое слово, переводимое и как "зародыш", "семя", так и "лоно", "матка". Эта двусмысленность породила два толкования этого слова. Если понимать "зародыш" Татхагаты как метафору, то это означает то, что все живые существа обладают возможностью стать буддами. Возмоность здесь - простая потенция или некоторая вероятность, не имеющая под собой никакого субстанционального основания. Это представление было распространено в тибетских ветвях Махаяны. Но если понимать "зародыш" более прямо, то это означает, что живые существа обладают некой субстанциональной "природой" Будды, которую можно считать истинной природой сознания. То есть для достижения освобождения необходимо лишь очистить, осознать эту исходную "буддовость" как неотъемлемое качество всех живых существ. Такой подход характерен для дальневосточных ветвей буддизма Махаяны (чань), а также, с некоторыми оговорками, для учений Дзогчена.
Именно для второй интерпретации характерно понимание Татхагатагарбхи как "вместилища" или "лона", то есть как некоторого Ума, основным качеством которого является пустота (шунья). Ум пуст для нас, ибо трансцендентен нам, ибо в нем нет ничего от нас, но не пуст сам по себе, потому что наделен бесконечными благими качествами. Нетрудно догадаться, что эти качества являются противоположными качествам сансары (страдание, непостоянство, бессущностность, загрязненность): Постоянство (нитья), Самость (атман), Блаженство (сукха), Чистота (шубха). Следует также учесть тот интересный момент, что эти качества ума не отделимы и не отличимы от его субстанции. Эта недвойственность вообще характерна для буддийской мысли, в противовес брахманистской индийской мысли и уж тем более тяжеловесной европейской схоластике. Причем эта недвойственность применяется в отношении основных категорий бытия - вспомним, что и дхармы представляют качество, неотделимое от них самих, что не повзволяет отождествить их ни с чистыми идеями, ни с бескачественными субстанциями. Единство опыта, изначальная недвойственность - одно из ярких отличий буддийской мысли.
Вот описание истинной природы Ума из важнейшего дальневосточного (предположительно) трактата "Пробуждение веры в Махаяну" (Махаяна шраддхотпада шастра):
Что касается сущностного свойства собственной субстанции истинной реальности как она есть, то она не возрастает и не убывает ни в обычных людях, ни в слушающих голос, ни в одиноко пробужденных, ни в бодхисаттвах.

Она не родилась прежде предела времен и не уничтожится после предела времен, будучи всецело вечной и постоянной. Она изначально по своей собственной природе преисполнена всеми благими качествами. Поэтому можно сказать, что она в своей субстанциальной сути наделена сияющим светом великой премудрости, освещающей собою все стороны дхармового универсума.

Ее истинная сущность — всесознающее сознание, покойное и чистое по своей собственной природе и характеризующееся как вечность, блаженство, истинное «я», чистота. Она подобна освежающей прохладе, будучи неизменной и абсолютно свободной. Она наделена таким количеством благих качеств, которое превосходит число песчинок в Ганге, и эти качества не отличны от нее, не существуют отдельно от нее, не разъединены с ней и не отличимы от непостижимой мыслью Дхармы Будды.
Эта сущность наделена всей полнотой этих качеств, не имеющих какого-либо недостатка, и называется Вместилищем Так Приходящего, а также — Дхармовым Телом Так Приходящего.
Из этого отрывка видно, что Ум одновременно отождествляется и с Вместилищем Татхагаты, и с его Дхармовым Телом. Иными словами, субстанция и сущность едины, неразделимы и представляют собой две стороны вечного сияния незамутненного Ума.
Далее, в том же трактате вводится представление об этой истинной реальности, как о Едином:
...хотя по сути своей она наделена всеми этими благими качествами, однако при этом ей не присуще свойство различия. Она равностна и имеет один и тот же вкус. Истинная реальность как она есть — только Единое.
Как мне представляется, это немедленно увязывает представление о Татхагатагарбхе с великими недвойственными учениями - Адвайтой и неоплатонизмом. Конечно, было бы крайне ошибочно отождествлять Единое Плотина с Единым Махаяны, однако параллель несомненна и подлежит изучению.

Ваджраяна (буддийская тантра)
Ваджраяна как развитие идей Махаяны начала оформляться во второй половине первого тысячелетия н.э. Название свое она получила от слова ваджра, одно из значений которого "алмаз". Также имелся в виду скипетр Индры, индийского повелителя громов и молний. У этого имелся свой символический смысл. С одной стороны, совершенное сознание освобожденного уподоблялось алмазу, с другой - пробуждение настигало человека как гром, и было неожиданным, как молния.
Особенностью Ваджраяны являлось то, что, сохраняя философские учения, она обещала кратчайший путь к освобождению - в течение одной жизни. Поэтому она также считалась наиболее опасным путем. Тантрой считалось невозможным заниматься без учителя, гуру, надежного проводника, ибо малейшая ошибка стоила очень много - последователь тантры, сорвавшись с ее крутых дорожек, попадал в особый "ваджрный" ад.
Классификация учений Ваджраяны сложна и окончательно оформилась достаточно поздно, к XI веку. Все тантры (здесь: доктринальные тексты),  вложенные в уста Будды, делились на четыре класса: крия-тантры (тантра очищения), чарья-тантры (тантры действия), йога-тантры (йогические тантры) и аннутара-тантры (тантры наивысшей йоги). Однако от школы к школе используются разные классификации. Например, в школе ньингма все учения тибетского буддизма делятся на следующие "колесницы":

  1. Мирская колесница божеств и людей ('jig-rten lha mi'itheg-pa), которая включает все небуддийские системы.
  2. Колесница шраваков (слушающих) и пратьекабудд (тех, кто желает просветления только для себя самого). Она соответствует Хинаяне.
  3. Колесница бодхисаттв, заключающая в себе учения Махаяны.
  4. Крийя-йога.
  5. Чарья-йога.
  6. Йога-тантра.

Последние три колесницы считаются "внешними", потому что они предназначены в основном для очищения адепта и подготовке его к получению мудрости высших тантр. Следующие три тантры считаются "внутренними" тантрами:
  1. Маха-йога.
  2. Ану-йога.
  3. Ати-йога.
Причем, строго говоря, в школе ньингма только две первые внутренние тантры считаются собственно тантрами, тогда как Ати-йога соответствует учениям Дзогчен, которые не относят к тантрическим. Так обстоят дела в школе ньингма.
Другие три главные традиции тибетского буддизма, кагюдпа (bKa'-rgyud-pa), сакяпа (Sa-skya-pa) и гэлугпа (dGe-lugs-pa), класифицируют высшие Тантры, или Ануттара-тантру, следующим образом:
  1. Питри-йога - Отцовские Тантры.
  2. Матри-йога - Материнские Тантры.
  3. Адвитья-йога - Недвойственные Тантры.

Ваджраяна широко использовала практику чтения мантр. Некоторые мантры широко известны, например, "Ом мани падме хум!". Ваджра развила учение о священных слогах, к ним относились слоги ом, хум, хри, э-ма-хо и многие другие. Эти слоги не имеют никакого перевода, они используются исключительно сами по себе из-за создания особого вибрационного эффекта от соединения священных слогов (биджа) в слова (мантра). Следует отметить, что впервые подобные слоги появлялись еще в брахманистских ритуалах, однако только в Ваджраяне была создана целая наука, изучающая воздействие этих слогов и правила их комбинирования, и она имеет такое влияние, что Ваджраяну даже называют "мантраяной".
Для путешествия во внутренние миры и встречи с богами тантра использовала мандалы, особые сложные симметричные модели психокосма. Мандалы были как трехмерными, так и двухмерными (своего рода иконы). Визуализируя мандалу, ученик мог встречаться с богами и вести с ними беседы. Следует отметить, что все "боги", с которыми встречается адепт, считаются порождениями его собственного сознания (это отлично иллюстируется сутрами, в которых Будда проповедует брахманистским богам).
Махаяна и Хинаяны работают лишь с верхним, наличным уровнем сознания. Некоторые глубокие практики Махаяны затрагивают также более фундаментальные слои человеческой психики. Однако Ваджраяна прямо сразу начинает работу с темными глубинами бессознательного. Тантра широко использует дикие, сюрреалистические образы бессознательного в практике. Дело в том, что в отличие от других направлений буддизма, Ваджраяна постулирует, что эти низкие аффекты, клеши, должны быть не искоренены, а трансформированы, преобразованы и конечном счете интегрированы в человеческом существе. Это сродни работе алхимика, недаром многие тантристы (Нагарджуна II, Сараха) считались алхимиками.
Поэтому в тантрах часто встречаются такие наставления, которые совершенно не согласуются с нашими представлениями о Будде. Дающий наставления боддхисаттвам, он призывает совершать жуткие акты каннибализма, инцеста, подношения нечистот, мяса, крови. Все это, кстати, порождает забавные толкования со стороны других религий, ибо вызывает у них шок своей откровенностью. Разумеется, эти наставления (а учения тантры относятся к скрытым учениям) не следует воспринимать буквально. Они имеют глубочайшую символическую нагрузку, причем толковаться они могут на самых разных уровнях. Например, призыв Будды убить своих родителей может означать как призыв избавиться от клеш, загрязнений ума, являющихся как бы родителями сансарического существования, так и пресечение движения потоков праны в позвоночном столбе посредством задержки дыхания.
Категория: Буддизм | Добавил: Sedric (14.11.2008)
Просмотров: 704 | Комментарии: 2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта