Буддизм
Оглавление
- Религиоведческий подход и его применимость к традиции буддизма
-
Сложность идентификации буддизма
- Место буддизма в его времени. Будда и весть об освобождении
- Четыре благородных истины и восьмеричный путь
- Понимание личности в буддизме
- Буддийские сутры и уровни понимания
- Побег из горящего дома
- Мудрость и сострадание
-
Философские школы буддизма
- Йогачара
- Доктрина Татхагатагарбхи
- Ваджраяна (буддийская тантра)
Религиоведческий подход и его применимость к традиции буддизма.
Всякая традиция
требует своего, уникального подхода. По слову Сергия Булгакова, изучать
традицию, не принадлежа к ней, значит уподобиться евнуху в гареме.
Владимир Лосский в «Очерке мистического богословия Восточной Церкви»
пишет: «...объективность вовсе не состоит в том, чтобы ставить себя вне
данного объекта, а наоборот, в том, чтобы рассматривать этот объект в
нем и через него.» В подходе к иной, незнакомой традиции большую роль
играет склад ума или ментальность познающего. Поскольку для нас, как
представителей более-менее европейской цивилизации, характерен
христианский образ мышления, было бы большим соблазном оценить буддизм
так, как мы рассматривали бы христианство: обратиться к основателю,
проанализировать священные тексты, проследить за формированием духовной
организации, рассмотреть догматику и ее образование и т.д. Но столь же
логично было бы для восточного исследователя рассматривать само
христианство с позиций, например, даосизма. При некотором сходстве в
отдельных аспектах ему пришлось бы оставить за бортом большое
количество важнейшего материала и — кто знает? - может быть, и саму
суть учения.
Поэтому для
более-менее объективного приближения к буддизму нам придется
рассмотреть буддизм в его живом опыте. И тут нас ждут некоторые
неожиданности. Во-первых, мы обнаружим, что в буддизме полностью
отсутствует понятие «ортодоксальности». Нет такого учения или такого
свода догматов, который можно было бы назвать основным, а все остальные
— либо ветвлениями, либо откровенно еретическими. Во-вторых, и оно
следует из первого, несмотря на наличие некоего кодекса писаний,
условно называемых «священным текстами», они имеют совсем другое
значение в буддизме, нежели в христианстве. «Священный текст» не имеет
никакого сверхчеловеческого или надмирного происхождения. «Священность»
его заключается в том, что он был написан либо со слов Будды, либо
считается таковым. Причем сам текст считается лишь субъективным мнением
автора — сутры предваряются вступлением «Так я слышал...». В-третьих,
Будда и его поступки не считаются в буддизме примером, обязательным для
подражания. Первое место в буддизме занимает сам постигающий и его
личный опыт, а не личность основателя. По крайней мере, так обстоят
дела в современном буддизме.
Сложность идентификации буддизма
Буддизм - это общее
название для сложнейшей и запутанной сети школ, мнений, трактатов и
взаимовлияний. В связи с этим возникают многочисленные религиоведческие
интерпретации, которые пытаются привести все это множество в единую
непротиворечивую систему. К сожалению, рассматривая эти многочисленные
интерпретации, мы приходим к тому же выводу, что и один из современных
физиков, "самое простое и самое честное объяснение квантовых парадоксов
заключается в том, что ведомая нам вселенная является результатом
наблюдений тех, кто наблюдает ее". Иными словами, эти хитрые системы
говорят нам скорее о тех, кто их создает, чем о самом буддизме.
Согласно одной из этих систем, самой простой, все многообразие буддийского опыта мы можем разделить на две большие части - Хинаяну (то есть "Малую Колесницу") и Махаяну
(то есть "Большую Колесницу"). Условно считается, что Хинаяна - это
отжившее, ныне не существующее течение в буддизме. Сложности начинаются
сразу - Хинаяна не есть самоназвание, а уничижительное прозвище, данное
представителям некоторых школ самими махаянистами. Кроме того, буддизм,
мигрировавший в Тибет, породил третий путь - Важдраяну ("Алмазную Колесницу"), то есть тантрический буддизм.
Некоторые вещи мы можем утверждать достаточно определенно - сразу после ухода Будды в паранирвану
появилось достаточно много трактовок учения, созданных его ближайшими
последователями. Профессор Торчинов считает также, что в изначальной
доктрине Будды содержались предпосылки как для появления учений
Хинаяны, так и для учений Махаяны. Некоторым образом это подтверждается
тем, что все многообразие школ и направлений, появившихся в первые
триста-четыреста лет после ухода Будды, можно условно поделить на две
большие группы - тхеравадинов и махасангиков, которые и дали начало учениям Хинаяны и Махаяны соответственно.
Однако никакой смены
эпох и ухода со сцены некоторых школ в процессе "эволюции" буддийской
мысли не наблюдается. Даже к X-XI веку, когда буддизм уже исчез из
Индии и на Тибете господствовала, как считается, Ваджраяна, еще
существуют школы махашасиков, которые являются одним из направлений Тхеравады.
Однако, например,
сами буддисты зачастую считают иначе. Например, Джампа Тинлей в своей
книге "Ум и пустота" выделяет четыре основные философские школы
буддизма, рассматривая дело так, что все они являлись некоторыми
ступенями лестницы познания, медленно сменяющими друг друга.
Естесственно, с этим согласны все, кроме представителей самих этих
школ.
Поэтому неизбежным
образом очерк о буддизме будет лишь картиной, выдержанной в восточном
(японском) стиле - "контур без объема", в противовес тяжелому западному
стилю "объем без контура".
Место буддизма в его времени. Будда и весть об освобождении
Вопрос о
происхождении буддизма до сих полностью не решен. Он зародился в
середине первого тысячелетия до нашей эры, в знаменитое "осевое время"
Ясперса, в период зарождения систем рационального философствования и
этических моральных религий. Появление и развитие его совпало с
кризисом брахманизма и кастового общества. В целом в своем политическом
измерении буддизм некоторым образом содействовал возвышению касты
воинов и власти царей. Тут можно увидеть параллели с функцией
христианства в истории Рима, когда принявший христианство Константин
формально становился первейшим лицом государства (вместо жреца), а
также неформальным главой Церкви (именно в его воле было созывание
соборов). Буддизм в некоторых аспектах отражал жажду спасения и
ожидание спасителя, царившие в индийском обществе середины тысячелетия.
К этому времени появляются многочисленные странствующие мудрецы и
йогины, отшельники (это хорошо известно из биографии Будды, учившегося
у многих учителей). В условиях некоторой духовной смуты буддизм,
опиравшийся на царскую власть, получил большое распространение, что
даже привело к созданию могущественной империи царя Ашоки. Однако после
смерти Ашоки в силу не вполне ясных причин индийское общество вернулось
к брахманизму, что привело к угасанию буддизма на его исторической
родине. Хотя никакого перелома не было (монастыри существовали, велись
диспуты, созерцатели созерцали), однако с отсутствием государственной
поддержки буддизм медленно переместился на север (прежде всего Тибет) и
юг (о. Ланка, страны Юго-Восточной Азии).
Весть о спасении
была принесена царевичем Сиддхартхой Гаутамой. Ни одну из известных
биографий Будды нельзя считать историчной, и все они изобилуют
символическими и мифическими подробностями. Считается, что царевич,
запертый во дворце отца, предназначенный к роли великого царя, не знал
ни о старости, ни о болезни, ни о смерти. Лишь сбежав из дворца, он
познакомился с отрицательными сторонами жизни человеческой. После этого
он покинул дворец и отправился странствовать по дорогам Индии, учась у
различных мудрецов и отшельников. Он учился у многих учителей, был
аскетом, но так и не постиг истины, к которой стремился. Однажды,
удалившись от всех них, он погрузился в долгую медитацию. Через много
дней, на рассвете он увидел взошедшую звезду и в этот миг испытал
пробуждение. Дерево, под которым он медитировал, получило название
"дерева Боддхи (пробуждения)". Долгое время он не проповедовал Дхарму,
но по достижении 40 лет он впервые выступил перед народом с речью в
городе Варанаси, в Оленьем парке. Он проповедовал дхарму много лет, а
когда ему исполнилось 80, он решил, что пришло время покинуть землю,
окончательно уйти в паранирвану.
Четыре благородных истины и восьмеричный путь
Вся буддийская мысль в целом опирается на четыре благородные истины, возвещенные Буддой, а также на восьмеричный путь.
Четыре благородные
истины суть: истина о том, что существует страдание, истина о том, что
страдание вызывается неумеренностью в желаниях (чувственной природе),
истина о том, что возможно избавление от страдания и истина о том, что
существует путь, избавляющий от страдания.
Первая благородная истина понимает страдание достаточно широко. Страдание в буддизме (дуккха)
- это принципиальная неудовлетворенность всеми формами существования.
Поэтому страдание всеобъемлюще, страдают существа всех шести сфер, даже
боги. Страдание не противопоставляется удовольствию, а включает его в
себя. Вторая благородная истина провозглашает источник страдания - это
всякого рода жажда, влечение, желание. Это стремление к существованию,
которое есть страдание. Третья благородная истина говорит о таком
состоянии, в котором страдания больше нет. Это нирвана (на пали "ниббана";
угасание, стихание). Оно ассоциируется в буддизме с освобождением.
Четвертая благородная истина описывает путь освобождения от страдания,
ведущий к нирване.
.Восьмеричный путь -
это и есть путь избавления от страдания. Он делится на три этапа. Этап
мудрости включает в себя правильное видение и правильную решимость.
Этап следования обетам (шила) включает в себя правильную речь
(воздержание от лжи, клеветы, болтовни), правильное поведение (отказ от
насилия, присвоения чужого) и правильный образ жизни (принятый в
социуме). Этап сосредоточения предполагает саму духовную работу,
которая и ведет к нирване. Это - правильное усердие, правильное
памятование и правильное сосредоточение.
Понимание личности в буддизме
Также следует как одну из опор буддийского учения отметить концепцию анатмавады, то есть не-души, отсутствия души. Строго говоря, здесь душа не соответствует атману
индуистской традиции. Как известно, буддийские тексты вообще ничего не
говорят об атмане. Буддизм отрицает существование того субъективного
"я", которое подразумевается в выражениях вроде "я иду, я думаю, я
делаю". Учение утверждает, что личность не есть какая-то простая
независимая сущность, так же, как нет такой сущности, как "колесница",
а есть только только колеса, повозка, дышло и так далее (классический
текст "Ответы Милинде"). То, что принято называть личностью, есть
совокупность психофизических элементов (дхарм), разделенных на пять групп (скандхи): группа материи (рупа скандха), группа чувствования (ведана скандха), группа представлений и понятий (самджня сканха), группа формирующих факторов (самскара скандха; она отвечает за формирование кармы) и группа сознания (виджняна скандха ). Фактически, порядок групп описывает также процесс восприятия объектов.
Важно отметить, что
скандхи есть только группы простых элементов - дхарм, а не некие
"кирпичики" личности. Дхармы несут свое собственное качество собой. То
есть дхармы - не несут качества, они и есть собственное качество.
Кроме того, дхармы одномоментны, появляясь и снова исчезая. Некоторым
образом вся Вселенная есть этот поток дхарм из ниоткуда в никуда,
скопления которых вдруг решают, что они личности, которые могут
испытывать какое-то страдание и неким образом освобождаться от него.
Из этого видно, что
в буддизме нет никакой концепции переселения душ, потому что
отсутствует всякое представление о некой душе, которая может
переселяться. Есть только продолжение существования единого потока
дхарм.
Однако следует
отметить, что именно в этом вопросе пролегает одно из ключевых
расхождений Махаяны и Хинаяны. Если для тхеравадинов анатмавада
заключалась в утверждении бессущностности личности (найрайтмья), то Махаяна утверждает бессущностность дхарм (дхарманайрайтмья
). То есть сама концепция дхарм в Махаяне подвергается пересмотру. Все
связано, ничто не обусловлено, и, строго говоря, нет спасающего и
спасаемого, если дхармы пустотны по своей природе. Поэтому подвиг
боддхисаттвы считается бесконечным, ибо пока не спасен каждый, не
спасен никто; но в то же время, если спасен один, то спасены все.
Буддийские сутры и уровни понимания
Важно обратить
внимание на то, что Хинаяна и Махаяна появились практически
одновременно, с небольшим разрывом во времени. Ко времени формирований
палийского канона Тхеравады (I в. до н.э. - I в. н. э.) уже
существовали первые махаянские сутры. Поскольку и писания канона, и
махаянские сутры почитались за истинные слова Будды в кажлом из этих
направлений буддизма, было предпринято много попыток классификации
сутр.
Однако вскоре
буддисты пришли к весьма интересной концепции - доктрине "двух ночей
Будды". А именно - считается, что с момента пробуждения и до момента
ухода в паранирвану Будда вообще не произнес ни слова. Его сознание
после пробуждение было чистым и незамутненным зеркалом, в котором
отражалось все, с чем приходили к нему вопрошающие и ждущие поучений (в
"Алмазной сутре" так и написано: "Нет ничего, что сказал бы
Татхагата"). Этим объясняются все противоречия сутр, а также все
проблемы их толкования - дело в подготовленности сознания ищущего.
Побег из горящего дома
Суть ранних
буддийских учений вплоть до учений Хинаяны можно грубо описать термином
"эксапизм". Целью и окончательным идеалом являлся Будда, уходящий в
паранирвану. Хинаяна разработала учение об архате,
святом, накопившем достаточные добродетели, чтобы покинуть этот мир,
как покидают горящий дом. Неудивительно, что Хинаяна была сугубо
монашеским течением в истории буддизма. Спасение для мирян не
предполагалось в принципе, как для погруженных в мирские желания и
волнения. Соответственно, и сам Будда понимался лишь как обычный
человек, только обладающий большим количеством добродетелей, то есть
святым. Цель всей жизни - нирвана, угасание, успокоение от бурлящих
страстей. Хинаянисты были в некотором роде полностью отрешены от мира,
считая его юдолью страдания.
Основные
доктринальные принципы Хинаяны сформулированы в Палийском Каноне,
собрании сутр, разделенных на три части (три корзины): Виная-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Виная-питака
содержит тексты, раскрывающие правила поведения монаха в Сангхе. Также
в ней содержатся подробные истории о том, как появилось то или иное
правило. Сутра-питака - это сборник сутр, приписываемых самому Будде и
его ближайшим ученикам, содержащий учения Тхеравады.
Абхидхарма-питака есть в некотором роде "психологическое" учение,
применяющее положения Сутра-питаки к основным вопросам бытия, ума и
пустоты.
Мудрость и сострадание
Махаяна
провозглашает полностью противоположный подход к самому Будде и пути
буддиста. Идеальная личность (насколько вообще в буддизме применимо это
понятие) - это не успокоивший свои страсти архат Хинаяны, а стремящийся
к состоянию Будды боддхисаттва ("пробудившийся
ум"). Соответственно, целью практики является вовсе не уход в нирвану,
а пробуждение (боддхи). Сам Будда для махаянистов есть не просто
человек, зашедший немного дальше других, а некая метафизическая
реальность, являющаяся истинной природой дхарм, явленная нам в виде
Учителя - Будды.
Махаянисты объявили,
что нирвана хинаянистов не есть полная и окончательная нирвана. Архат,
угасивший свое сознание, по их мнений, остается в плену, так сказать,
гносеологического заблуждения, ибо, хотя и освободился от круговорота
страстей и рождений, еще не обрел полного и окончательного знания
истины. Махаянисты называли архатов шраваками и пратьека-буддами.
Шраваки - это "слушающие голос", то есть те, кто, хотя и слышали
проповедь Будды и изучали писания, так и не смогли понять истинной сути
учений Татхагаты. Пратьека-будды - это, так сказать, "Будды для себя".
Это те подвижники, которые обрели нирвану самостоятельно, вне связи с
сангхой и учением Будды. Достигнув цели, они не занимаются проповедью
Дхармы, а остаются в уединении и отрешенности от мира.
Учение о
боддхисаттве, разработанное Махаяной, говорит о стремящемся к состоянию
Будды, однако давшему обет не уходить в нирвану до тех пор, пока все
живые существа не пробудятся. Важным качеством боддхисаттвы является бодхичитта.
Бодхичитта - это очень сложное понятие, которое можно условно перевести
как "пробужденная радость". Она является соединением двух главных
добродетелей - Мудрости и Сострадания. Пема Чодрон в своей книге "Там,
где страшно" описывает боддхичитту так: "Бодхичитту — полностью
открытое сердце и ум — иногда называют также «чутким местом», местом,
которое так же чувствительно и уязвимо, как открытая рана." Считается,
что это качество гораздо проще понять, чем объяснить. Видимо, отсюда та
беспомощность буддологических формулировок, которые тщатся описать ее.
|