[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Традиция » Современность » Спиральная динамика
Спиральная динамика
SedricДата: Вторник, 16.09.2008, 20:16 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 52
Статус: Offline
Давно хотел поделиться этим инструментом.
Итак, спиральная динамика - это теория о развитии (эволюции) человеческого мышления. Создатель спиральной динамики психолог Клэр Грейвз еще в 70-х годах отметил, что человек в своем мышлении проходит через одни и те же формы мышления. Десяток лет он ставил опыты на своих студентах, а потом свел это все в единую теорию. Спиральная динамика использует для обозначения уровней мышления цветовые обозначения (и в них даже нет символизма).
Зачем читать этот огромный текст?Это отрывок из интервью Кена Уилбера издательству Shambala. В нем кратко и емко излагаются основные положения теории. Зачем все это нужно? Для упорядочивания своего мышления. Спиральная динамика дает прочный фундамент для нормального диалога между людьми, которые мыслят по-разному. Со всем этим можно не согласиться, но это стоит того, чтобы с этим ознакомиться.

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ БЫТИЯ

Первые шесть уровней — это «уровни выживания», ознаменованные «мышлением первого порядка». Затем происходит эволюционный сдвиг в сознании: возникают «уровни бытия» и «мышление второго порядка», у которых есть две основных волны. Ниже краткое описание всех восьми волн, процент населения для каждой волны и процент общественной власти, которой каждая из них обладает.

1. Бежевый: архаически-инстинктивный. Уровень базового выживания; приоритетны пища, вода, тепло, секс и безопасность. Использует привычки и инстинкты для выживания. Отдельная самость едва пробуждена и едва поддерживается. Чтобы поддерживать жизнь, формируется в группировки по выживанию.

Где встречается: первобытные сообщества, новорождённые младенцы, лица со старческим слабоумием, лица на поздней стадии болезни Альцгеймера, психически больные бездомные люди, голодные массы, люди с нервным истощением в боевых условиях. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

2. Фиолетовый: магически-анимистический. Анимистическое мышление; магические духи, добрые и злые, населяют землю, насылая благословления, проклятия и заклинания, которые предопределяют события. Формируется в этнические племена. Духи обитают в предках и связывают племя. Родственные связи и происхождение устанавливают политические связи. Звучит «холистично», но на деле очень атомистично: «есть название для каждой излучины ручья, но нет названия для самого ручья».

Где встречается: вера в «проклятия Вуду», кровные клятвы, древняя вражда, амулеты удачи, семейные ритуалы, магические этнические верования и суеверия; силён в условиях стран третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

3. Красный: боги силы. Впервые — возникновение самости, отделённой от племени; властный, импульсивный, эгоцентрический, героический. Магически-мифические духи, драконы, чудовища и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы, с которыми надлежит считаться — и с добрыми, и с злыми. Феодальные лорды дают протекцию холопам взамен на подчинение и труд. Основа феодальных империй — силы и славы. Мир — это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоевать, перехитрить, доминировать; наслаждается собой полностью без сожалений и угрызений совести; быть здесь в настоящем моменте.

Где встречается: кризисный период «двухлетнего ребёнка», бунтующая юность, менталитет переселенцев, феодальные королевства, эпические герои, враги Джеймса Бонда, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, неуправляемые рок-звёзды, Атилла Завоеватель, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

4. Синий: мифический порядок. У жизни есть смысл, направленность и предназначение, причём итоги предопределены всемогущественным Другим или Порядком. Праведный Порядок принуждает к кодексу поведения, основаны на абсолютистских и негибких принципах «правильно» и «неправильно». Нарушение кодекса или правил вызовет серьёзный, возможно бесконечный резонанс. Следование кодексу приведёт праведника к награде. Основа древних наций. Ригидные социальные иерархии; патриархальность; один и только один правильный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется посредством чувства вины; конкретно-буквалистская и фундаменталистская вера; подчинение правилам Порядка; в сильной степени конвенциональность и конформизм. Нередко «религиозный» или «мифический» [в мифически-членском смысле; Грейвз и Бек называют это «святым/абсолютистским» уровнем], но может быть и секулярный или атеистический Порядок или Миссия.

Где встречается: пуританская Америка, конфуцианский Китай, диккенсовская Англия, сингапурская дисциплина, тоталитаризм, кодекс рыцарства и чести, благотворительные хорошие поступки, религиозный фундаментализм (например, христианский или исламский), бойскауты и гёрлскауты, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

5. Оранжевый: научные достижения. На этой волне самость «уходит» от «стадной ментальности» синего и ведёт поиски истины и смысла в индивидуалистических терминах — гипотетико-дедуктивных, экспериментальных, объективных, механистических, операциональных — «научных» в обычном смысле слова. Мир — это рациональная и хорошо смазанная машина с законами природы, которые можно выучить, освоить и которыми можно манипулировать в своих собственных целях. Высоко ориентирован на достижение, особенно (в Америке) на материальные ценности. Законы науки управляют политикой, экономикой и людскими событиями. Мир — это шахматная доска, на которой играются игры, в которых победители получают преимущество и привилегии над проигравшими. Рыночные альянсы; манипулирование земельными ресурсами ради стратегических выгод. Основа корпоративных государств.

Где встречается: эпоха Просвещения, «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged) Айн Ранд, Уолл-стрит, возникающий по всему миру средний класс, индустрия косметики, охота за трофеями, колониализм, Холодная война, индустрия моды, материализм, секулярный гуманизм, либеральный личный интерес. 30% населения, 50% власти.

6. Зелёный: чувствительная самость. Коммуны, скрепление человеческих отношений, экологическая чувствительность, социальные сети. Человеческий дух должен быть освобождён от корысти, догматизма и разобщённости; чувства и забота предшествуют холодной рациональности; прославление земли, Геи, жизни. Противостоит иерархии; устанавливает горизонтальные связывание и отношения. Проницаемая самость, реляциональная самость, групповое сцепление. Акцент на диалоге, взаимоотношениях. Основа сообщества по ценностям (то есть свободно выбираемая принадлежность, основанная на разделяемых пристрастиях). Принимает решения посредством примирения и консенсуса (минус: нескончаемая «обработка» и неспособность принимать решения). Обновить духовность, привнести гармонию, обогатить человеческий потенциал. Строго эгалитарные, антииерархические, плюралистичекие ценности, социальное конструирование реальности, диверсификация, поликультурализм, релятивистские системы ценностей; мировоззрение зачастую называется плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; демонстрирует более глубокую способность к эмоциональной теплоте, чувствительности и заботе к Земле и её обитателям.

Где встречается: глубинная экология, постмодернизм, голландский идеализм, психологическое консультирование по Роджерсу, канадская здравоохранительная система, гуманистическая психология, теология освобождения, кооперативное познание, Совет мировых церквей, «Гринпис», движение за права животных, экофеминизм, постколониализм, Фуко/Деррида, политкорректность, движение за культурное разнообразие, проблемы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Заметьте: это 10% населения мира. По подсчётам Дона Бека, около 20—25% населения США находится на зелёном уровне.]

С завершением зелёного мема человеческое сознание готово к квантовому прыжку в «мышление второго порядка». Клэр Грейвз назвал его «судьбоносным скачком», благодаря которому «пересекается пропасть смысла невероятной глубины». В сущности при второпорядковом сознании человек может думать в обоих направлениях — и вертикально, и горизонтально, используя и иерархии, и гетерархии (и ранжирование, и связывание). Человек, тем самым, впервые приходит к способности живо ухватить весь спектр внутреннего развития и, таким образом, увидеть, что каждый уровень, каждый мем, каждая волна жизненно важна для здоровья всей Спирали.

По моему выражению, каждая волна «трансцендирует и включает». Иными словами, каждая волна превосходит (или трансцендирует) свою предшественницу, однако включает или охватывает её в собственной структуре. Например, клетка трансцендирует, но включает молекулы, которые трансцендируют, но включают атомы. Говорить, что молекула превосходит атом, значит говорить не то, что молекулы ненавидят атомы, а то, что они любят их; они обнимают их в своей собственной структуре; они включают их, но не маргинализируют. Точно так же, каждая волна бытия суть фундаментальная составная часть всех последующих волн, — таким образом, каждую следует лелеять и обнимать.

Более того, каждая волна сама может быть активирована или реактивирована по требованию жизненных обстоятельств. В кризисных ситуациях мы можем активировать драйвы красной силы; в ответ на хаос нам может потребоваться активировать синий порядок; при поиске новой работы нам могут понадобиться драйвы к оранжевым достижениям; в браке или с друзьями — тесное зелёное связывание. Все эти мемы вносят что-то важное в качестве своего вклада.

Но то, чего ни один первопорядковый мем не способен сделать самостоятельно, так это полностью оценить существование других мемов. Каждый из первопорядковых мемов считает, что его мировоззрение является единственно верной или лучшей перспективой. Если поставить его под вопрос, он реагирует отрицательно; он брыкается при помощи доступных ему методов, когда бы ему ни угрожали. Синий порядок чувствует себя очень некомфортно и с красной импульсивностью, и с оранжевым индивидуализмом. Оранжевый индивидуализм считает, что синий порядок для неудачников, а зелёный эгалитаризм слаб и плаксив. Зелёный эгалитаризм не может легко сносить преуспевание и ценностное ранжирование, большие картины, иерархии или что бы то ни было, что напоминает авторитаризм, и тем самым зелёный сильно реагирует на синий, оранжевый и всё, что после зелёного.

Всё это начинает меняться с мышлением второго порядка. Поскольку второпорядковое сознание полностью осознаёт внутренние стадии развития — даже если оно не может технически верно их сформулировать, — оно отступает назад и схватывает большую картину, и тем самым второпорядковое мышление ценит ту необходимую роль, которую играют все эти различные мемы. Второпорядковое сознавание мыслит в терминах общей спирали бытия, а не просто в терминах какого-то одного уровня.

Там, где зелёный мем начинает схватывать множество различных систем и плюралистических контекстов, существующих в различных культурах (именно поэтому это и вправду чувствительная самость — то есть чувствительная к маргинализации других), мышление второго порядка делает ещё один шаг дальше. Оно смотрит на богатые контексты, которые соединяют и объединяют эти плюралистические системы и, тем самым, берёт эти раздельные системы и начинает их охватывать, включать и интегрировать в холистические спирали и интегральные ячейки. Второпорядковое мышление, другими словами, играет важную роль в уходе от релятивизма к холизму, от плюрализма к интегрализму.

Обширное исследование Грейвза, Бека и Ковэна указывает на то, что существует по меньшей мере две основных волны у этого второпорядкового интегрального сознания:

7. Жёлтый: Интегративный. Жизнь — это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеют высшую приоритетность. Различия и множественности могут быть интегрированы во взаимозависимые естественные потоки. Эгалитаризм дополняется естественными степенями ранжирования и преуспевания. Знание и компетентность должны заменить власть, статус или групповую чувствительность. Превалирующий всемирный порядок является результатом существования различным уровней реальности (мемов) и неизбежных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление облегчает возникновение новых единиц через уровни возрастающей комплексности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.

8. Бирюзовый: Холистический. Универсальная холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; объединяет чувство со знанием; множественные уровни взаимопереплетены в единой сознательной системе. Универсальный порядок, но в живой, сознательной форме, а не основанный на внешних правилах (синий) или групповых связях (зелёный). «Великое объединение» [«теория всего» или Т.В.] возможно в теории и действительности. Иногда сопровождается возникновением новой духовности как сетчатой структуры всего бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множество уровней взаимодействия; определяет гармонию, мистические силы и вездесущие потоковые состояния, которые пронизывают любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

С менее чем 2% населения с мышлением второго порядка (и только лишь 0,1% на бирюзовом уровне) второпорядковое сознание относительно редко, поскольку сейчас оно является «передовым краем» коллективной эволюции человечества. В качестве примеров Бек и Ковэн перечисляют список, включающий концепцию ноосферы П. Тейяра де Шардена, теории хаоса и комплексности, универсальное системное мышление, интегрально-холистические теории, плюралистическую интеграцию Ганди и Манделы, причём частота встречаемости всё возрастает и даже ещё более высокие мемы ждут нас в недалёком будущем.

Прыжок к сознанию второго порядка

Как Бек и Ковэн отмечают, второпорядковое мышление должно возникнуть в условиях сильного сопротивления со стороны мышления первого порядка. На самом деле, вариация постмодернистского зелёного мема с его плюрализмом и релятивизмом активно борется против возникновения более интегративного и холистического мышления. И всё же без второпорядкового мышления, как указывают Грейвз, Бек и Ковэн, человечеству суждено оставаться жертвами глобальной «автоиммунной болезни», в которой различные мемы сражаются друг с другом в попытке установить своё превосходство.

Именно поэтому многие аргументы на самом деле являются не вопросом более точных объективных данных, а вопросом субъективного уровня спорящих. Никакое количество оранжевых научных данных не убедит синих мифических верующих; никакое число зелёных связей не производит впечатление на оранжевую агрессивность; никакое количество бирюзового холизма не вытеснит зелёный плюрализм — пока индивиды не окажутся готовы к дальнейшему развитию по динамической спирали раскрытия сознания. Именно поэтому «межуровневые» дебаты редко приходят к разрешению и все стороны чувствуют себя проигнорированными и неоценёнными.

Сходным образом, ничто из того, что может быть сказано в этой книге, не убедит вас в том, что теория всего возможна, если вы уже не соприкоснулись с бирюзовым цветом на вашей когнитивной палитре (и тогда вы будете практически на каждой странице думать: «Я уже это знал! Я просто не знал, как это сформулировать»).

Как мы уже говорили, первопорядковые мемы обычно противостоят возникновению мемов второго порядка. Научный материализм (оранжевый) агрессивно редукционен в отношении второпорядковых конструкций, пытаясь редуцировать все внутренние стадии до объективных нейрональных фейерверков. Мифический фундаментализм (синий) зачастую с яростью относится к тому, что он воспринимает как попытку спросить его данный Порядок. Эгоцентризм (красный) вообще игнорирует второй порядок. Магический (фиолетовый) пытается его сглазить. Зелёный обвиняет второпорядковое сознание в авторитаризме, ригидной иерархичности, патриархальности, маргинализировании, притеснении, расизме и сексизме.

Зелёный стоял во главе культурологических исследований в течение последних трёх десятилетий. Вы, вероятно, уже узнали многие из стандартных клише зелёного мема: плюрализм, релятивизм, разнообразие, поликультурализм, деконструкция, антииерархичность и т.д.

С другой стороны, плюралистический релятивизм зелёного благородно расширил канон культурологических исследований, чтобы включить ранее маргинализированные народы, идеи и нарративы. Он действовал чувствительно и заботливо, пытаясь переодеть социальные неравноправия и избежать исключающих практик. Он был ответственен за основные инициативы в области гражданских прав и экологической защиты. Он разработал сильную и зачастую убедительную критику различных философий, метафизики и социальных практик конвенционально-религиозного (синего) и научного (оранжевого) мемов с их нередко исключающими, патриархальными, сексистскими и колониальными предубеждениями.

С другой стороны, сколь эффективной бы ни была критика дозелёных стадий, зелёный уровень попытался направить свои пушки и на все постзелёные стадии с наиболее неудачными результатами. Это сделало очень сложным и зачастую невозможным для зелёного продвижение к более целостным, интегральным конструкциям.

Поскольку плюралистический релятивизм (зелёный) превосходит мифические абсолютизмы (синий) и формальную рациональность (оранжевый) в богато текстурированных и индивидуалистических контекстах, одной из определяющих черт является его сильный субъективизм. Сие означает, что санкционирование им истин и блага устанавливается в большинстве своём индивидуальными предпочтениями (до тех пор, пока индивид не вредит другим). Что истинно для тебя, необязательно истинно для меня; верное попросту является тем, с чем у индивидов и культур получается согласиться в любой отдельно взятый момент; не может быть универсальных утверждений о знании или истине; каждый человек свободен в поиске своих собственных ценностей, которые не навязываются кому-либо ещё. «Ты занимайся своим делом, я займусь своим» — вот популярное изложение этой позиции.

Именно поэтому самость на этой стадии действительно является «чувствительной самостью». Именно потому, что он осознаёт множество различных контекстов и множество различных типов истин (плюрализм), он изгибается назад, пытаясь дать каждой истине слово без того, чтобы маргинализировать или преуменьшать его значение. Как и в случае слов-клише «антииерархичность», «плюрализм», «релятивизм» и «эгалитаризм», когда бы вы ни слышали слово «маргинализировать» и его критику, вы практически всегда находитесь в присутствии зелёного мема.

Это благородное намерение, разумеется, имеет и свои минусы. Встречи, ведомые по зелёным принципам, как правило, следуют схожему курсу: всем позволено выразить свои чувства, что занимает много часов; присутствует практически бесконечная обработка мнений, нередко не приводящая ни к какому решению или ходу действий, поскольку определённый курс действий, скорее всего, кого-то исключит. Таким образом, там обычно присутствуют призывы к включающему, немаргинализирующему, сострадательному охвату всех взглядов, однако о том, как именно это можно сделать, говорится редко, поскольку на самом деле не все точки зрения имеют одинаковую ценность. Встреча считается успешной не в том случае, если решение оказывается принято, но если у всех был шанс высказать свои чувства. Поскольку ни одна точка зрения, как предполагается, не может быть по своей сути лучше другой, нельзя порекомендовать никакой иной реальный курс действий, кроме обмена мнений. Если какие утверждения и делаются с какой-либо определённостью, так это о том, сколь деспотичны и гадки все альтернативные концепции. В шестидесятые популярна была поговорка: «Свобода — это нескончаемая встреча». Ну, «нескончаемая» часть явно попала в точку.

В научном сообществе плюралистический релятивизм является преобладающей позицией. Как резюмирует это Колин Макгуинн: «Согласно этой концепции, человеческие рассуждения по своей сути локальны, культурно-относительны, коренятся в изменчивых фактах человеческой природы и истории, являются вопросом расхождения „практик“, „форм жизни“, „систем координат“ и „концептуальных схем“. Не существует нормативов рассуждений, которые трансцендируют то, что принято в каком-либо обществе или в какую-либо эпоху, нет объективного обоснования для убеждения, которое все должны уважать под страхом когнитивного расстройства. Быть верным значит принять верным, и различные люди могут законным образом иметь различные паттерны такого принятия. В итоге единственным обоснованием для убеждения является разновидность „достаточно обоснованно для меня“». Как сформулировал Клэр Грейвз: «Эта система воспринимает мир относительно. Мышление демонстрирует почти радикальный, почти компульсивный упор на восприятии всего исходя из относительной, субъективной системы координат».

Идея очевидна: поскольку плюралистический релятивизм держится столь крайне субъективистской позиции, он является особенно удобной жертвой для нарциссизма. И именно это лежит в основании проблыемы: плюрализм становится сверхмагнитом для нарциссизма. Плюрализм невольно становится домом для Нарциссической Культуры, и нарциссизм является великим отрицателем любой интегральной культуры вообще и любой теории всего в частности (потому что нарциссизм отказывается выйти за пределы своей собственной субъективной орбиты и, как следствие, неспособен допустить существование истин, отличных от его собственной). Таким образом, в нашем списке препятствий для подлинной Теории Всего можно обозначить Нарциссическую Культуру и эксклюзивное доминирование зелёного мема…


...И каждый миг, и каждый шаг таит
Иных миров в себе напоминанье.
/М. Волошин, "Corona Astralis"/
printermfuДата: Пятница, 12.06.2009, 20:45 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
У меня таже проблема sad
Форум » Традиция » Современность » Спиральная динамика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: